ЗЕМЛЯ НАДЕЖДЫ ОМСКОЙ

У любого настоящего города есть два неотъемлемых атрибута, делающих его Городом. Территория, которую он занимает. И люди, организованные в сообщество особого типа, носители «духа места». Все остальное – вторично.

За сотни лет вопрос о земле «испортил» россиян не хуже квартирного. К двадцатому году «эпохи перестройки» (услышав это выражение от преподавателя военной кафедры в 1986 году, мы подняли его на смех, решили, что это оговорка; тогда и в страшном сне не могло присниться, что при перестройке придется жить целому поколению) представление о том, что «земле нужен настоящий хозяин», вроде бы, утвердилось в массовом сознании. На вопрос, кто должен быть хозяином городской земли, кажется, можно ответить быстро и просто: конечно, сам Город! Только само городское сообщество может и должно определять основные направления развития своей территории. Но как именно выбирать хозяина каждого конкретного участка, чтобы наилучшим образом совместить самые разные интересы, в том числе интересы будущих поколений? И какой способ делегирования полномочий от Города к конкретным чиновникам и клеркам обеспечит наиболее эффективные и справедливые решения?

Вопрос о земле – это один из тех сложных вопросов, на которые в принципе не существует простых ответов. А значит, любой простой ответ заведомо можно считать неправильным.

Абсолютно неприемлемо распределять важнейшее городское достояние методом закрытых конкурсов или прямой раздачи – какими бы благими целями это ни оговаривалось. Но и «простая» альтернатива в виде аукционов, даже будучи подкрепленной федеральным законом, вряд ли сразу расставит все точки над i и снимет все вопросы и проблемы.

Есть опыт Москвы, в которой гигантская инвестиционно-строительная пирамида пока еще работает не только на быстрое обогащение богатых, но и на рост и развитие города. Однако, появляется все больше признаков ее неустойчивости и возможного обрушения.

Есть небольшой, но уже интересный и поучительный местный опыт аукционов, на которых устанавливаются реальные рыночные цены на омскую недвижимость и она попадает в руки хозяев. Насколько надежных и эффективных – покажет время.

Выставление земельных участков на аукцион – значительно более сложная процедура в сравнении с кабинетной раздачей «своим людишкам». Надо соблюсти все требования Закона. Надо обеспечить максимальную открытость и привлекательность аукционного шоу – не только для его непосредственных участников, но и для широкого круга горожан, чтобы предотвратить махинации и спекуляции. Надо научиться «набивать цену» земли, потому что именно высокая – реальная – цена, а значит, и большие деньги являются важнейшими факторами устойчивости всей системы оборота земли.

Отдельная крайне важная тема – защита прав собственника и владельца земли. Если святость и неприкосновенность этих прав будет по-прежнему приноситься в жертву целесообразности и воле, какой бы высочайшей – чиновничьей или народной – эта воля ни была, на всех реформах и инновациях можно будет ставить крест…

Очень сложно обращаться с городской землей настоящим образом. Научиться этому Город сможет только на собственном опыте и собственных ошибках. Но мне почему-то кажется, да нет – я абсолютно в этом уверен, что у Города это получится.

Примечание. Эссе впервые было опубликовано в журнале «Бизнес-курс» №7(84) от 02.03.05.

rmxrmx
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Поделитесь в сетях!
Adblock
detector