Современные религиозные процессы в омской области

Как и в России в целом, текущие религиозные процессы в Омской области отличаются сложностью и динамизмом. По официальным данным, по состоянию на 1 мая 1997 г. в регионе действовало 135 религиозных объединений различной конфессиональной направленности. Уровень религиозности населения оценивается экспертами в 40-60%, при этом прослеживается рост религиозных настроений среди молодежи и лиц активного трудоспособного возраста. Социологические исследования выявляют высокий удельный вес респондентов, декларирующих свою внеконфессиональную религиозность, а также респондентов, формально декларирующих свою принадлежность к определенному вероисповеданию, но имеющих самое туманное представление о его догматике и обрядовой стороне.

Крупнейшей религиозной организацией на территории Омской области является Омско-Тарская епархия Русской Православной Церкви, возглавляемая митрополитом Феодосием. На ее долю приходится около половины зарегистрированных религиозных объединений. В последние годы отмечается все более тесное и плодотворное сотрудничество епархии с областной администрацией.

Заметной силой в регионе является ислам, что связано со значительной долей тюркского населения в регионе. Более того, Омск представляет собой один из основных исламских центров в России, так именно здесь находится Духовное управление мусульман Сибири и Дальнего Востока (Омский муфтият), которым руководит муфтий Зулькарнай Шакирзянов. Дополнительный авторитет Омску в исламской среде придает то обстоятельство, что в 1997 г. здесь была открыта крупнейшая в Зауралье соборная мечеть.

В Омской области действуют 18 общин католиков (в 1997 г. в г. Омске был открыт новый католический собор). Из числа протестантских деноминаций к наиболее крупным относятся Евангельские христиане-баптисты, адвентисты Седьмого дня, лютеране. За последние годы появилось множество новых конфессиональных образований протестантского и парахристианского толка, в основном организованных усилиями иностранных миссионеров и имеющих вышестоящие структуры за рубежом (например, Новоапостольская церковь, харизматическая церковь «Союз христиан», Библейская миссия, Церковь Христиан Веры Евангельской, «Виноградник», Церковь Иисуса Христа Святых последних дней и др.).

С конца 1980-х гг. в регионе появился ряд религиозных структур, относящихся к различным направлениям неоориентализма (региональное отделение Международного общества Сознания Кришны, буддийская община «Тара Дхарма-Центр, Ведический университет Махариши и т.д.). Первоначально довольно бурный рост подобных объединений примерно к 1993 г. сменился относительной стабилизацией. Как правило, неоориенталистские группировки малочисленны, но весьма активны. Особый интерес вызывает деятельность местных последователей современного индийского гуру Бабаджи, организовавших в деревне Окунево Муромцевского района Омской области общину «Омкар Шива Дхам». Бабаджиты верят в то, что вскоре на Земле пройдут глобальные катастрофы, и центром обновленной, основанной на духовных законах цивилизации станет именно Окунево.

Достаточно ярко представлена в Омском регионе и такая ветвь современной «нетрадиционной» религиозности, как неоязычество. В Омске официально зарегистрирован и функционирует орден-миссия «Джива — Храм Инглии», исповедывающий так называемый инглиизм. Это учение, представляющее собой пеструю смесь элементов дохристианских славянских верований, основных мировых религий, индо-европейской традиции и оккультно-мистических доктрин, по мнению его адептов, существует сотни тысяч лет и является исконной религией Белой Расы, наиболее полно сохраненной русским народом. Особое место сторонники инглиизма отводят Омску как якобы древнейшему духовному центру Белой Расы. В течение последних полугода в регионе набирает силу еще одно неоязыческое движение — «Троянова тропа», так же в значительной степени основанное на дохристианских славянских обычаях и культах.

Наконец, следует упомянуть многочисленные группировки оккультного и эзотерического характера, разнообразные объединения в духе «New Age»: организации сторонников Живой Этики (общество «Знамя Мира», отделение Сибирского рериховского общества и т.д.), духовные центры «Соляр», «Беловодье», общество «Авиценна» и др.

В последние годы неоднократно предпринимались попытки создания объединений последователей «нетрадиционных» религий. Наибольшей активностью в этом отношении отличаются местные кришнаиты, адвентисты, а также члены общества «Веда». В Омске не являются редкостью конференции, в которых принимают участие различные «нетрадиционные» группировки (первая из них — «мир, культура, экология» — состоялась в 1990 г.). В 1997 — 1998 гг. прошла серия совместных антинаркотических акций, в которых были задействованы представители различных конфессий.

Традицией стали регулярные «круглые столы» с участием представителей различных конфессий, организуемые омской мэрией. Наибольший резонанс получили семинары, посвященные обсуждению нового закона о свободе вероисповедания.

Наивысшего накала активность «нетрадиционных» конфессий и оккультных группировок в Омской области пришлась на 1991- 1992 гг. С 1996 г. неформалы от религии все более отходят в тень, хотя остаются достаточно заметным явлением в духовной жизни региона. В значительной степени это связано с развернувшейся антикультовой кампанией, в авангарде которой идет общественная организация «Российский общенародный союз».

Публикации по различным аспектам текущих религиозных процессов в регионе регулярно появляются в местных СМИ. Поводом к новому всплеску интереса к «историко-религиоведческому краеведению» стали столетний юбилей Омско-Тарской епархии (1994 г.) и празднование 600-летия принятия ислама в Сибири (1995 г.).

В 1994 г. в Омском государственном университете открылся первый в России бакалавриат по специальности «Теология», который готовит профессиональные кадры специалистов в сфере религиозной проблематики и в перспективе может стать серьезным религиоведческим центром .

В целом несмотря на сложную религиозную ситуацию Омск отличается стабильной общественно-политической жизнью, мирным сосуществованием различных конфессий, отсутствием острых межконфессиональных конфликтов.

http://www.ic.omskreg.ru/~religion/

rmxrmx
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Поделитесь в сетях!
Adblock
detector