В последнее время участились жалобы на работу специалистов-консультантов банков, которые начали «злоупотреблять» служебным положением путем введения в заблуждение клиентов. Глядя на происходящее, Банк России рекомендует финансовым организациям лишать премий сотрудников, которые были уличены в обмане клиентов.
Содержание:
Зачем банку депремировать своих сотрудников
Действия некоторых работников банков, по мнению главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, не только вводят потребителей в заблуждение и грозят им убытками, но и в большей мере подрывают доверие к финансовому рынку в целом, что грозит неблагоприятными последствиями для банковского сектора и государственной стабильности.
По мнению Набиуллиной, такая непопулярная мера воздействия, как лишение работников, заклеймивших честь и достоинство банка, премий и поощрительных выплат (величина которых полностью зависит от количества привлеченных клиентов), должно стать лучшей мотивацией к честной работе.
Наряду с этим в предложении главы ЦБ также просматривается требование увеличения процентного вознаграждения для сотрудников, которые сумели продать банковские продукты и услуги без обмана клиентов (что подтверждено отсутствием жалоб).
Обязательно ли выполнять рекомендации ЦБ
Основная цель введения политики материального и нематериального вознаграждения – увеличение продаж банковских продуктов при условии соблюдения коммерческой этики.
Из-за того, что большая часть обращений потребителей касалась работы коммерческих банков, именно им было рекомендовано принять стандарты раскрытия информации о предлагаемых клиентам продуктах и услугах в первую очередь, а также премировать сотрудников за соблюдение правил общения.
В связи с этим Банк России рекомендует коммерческим финансовым организациям подготовить и утвердить внутренние стандарты предложения и реализации финансовых инструментов и услуг, а также призвать всех работников к соблюдению указанных стандартов.
Несмотря на то, что предложение вступило в силу не так давно, уже в апреле 2019 года (сразу после выпуска указаний со стороны ЦБ, в тексте которого сказано, что все банковские организации обязаны раскрывать полную информацию о страховой сделке в разговоре с клиентами), ситуация с недобросовестными продажами немного успокоилась.
Откуда ноги растут
Принять столь непопулярные среди банковских работников меры руководство Центробанка заставило увеличение числа жалоб потребителей, которые обратились за банковским продуктом и получили неправдивую или неполную информацию от работников банка.
Согласно статистике, за 11 месяцев 2019 года именно банки оказались лидерами по количеству жалоб потребителей, связанных с выявлением нарушения прав потребителей. Основной проблемой, с которой граждане обращались к представителям Службы по защите прав потребителей, была неравноценная замена банковских услуг предложением продуктов родственных (брокерских) компаний.
Скрытым посылом в рекомендациях главы Центробанка была информация о возможности отзыва лицензий за мисселинг. На данный момент такое предложение Набиуллиной не имеет законной силы, но исключать развитие подобного сценария не стоит, причем толчком к принятию непопулярного решения может стать увеличение жалоб клиентов, которые столкнулись с обманом в ходе оформления договоров с конкретной банковской структурой.
Комментарии