Формат магазина — это набор определенных характеристик, с помощью которых его можно отнести к той или иной категории. Некоторые категории на слуху у большинства: супермаркеты, гипермаркеты.
Но далеко не все форматы распространены повсеместно. Например, дискаунтеры, такие как Светофор в Омске, знакомы не всем. Существует мировая классификация. Магазины оцениваются по следующим количественным и качественным характеристикам:
- Площадь.
- Расположение.
- Логистика.
- Ассортимент.
- Услуги.
- Способ размещения товара, мерчандайзинг.
- Реклама, каналы продвижения.
- Уровень работников, их работа с клиентами.
- Постпродажное обслуживание.
Основные формы магазинов
Дискаунтер. Основное преимущество — низкие цены. Ассортимент небольшой, уровень обслуживания минимальный. Существуют за счет небольшого ассортимента, незамысловатой выкладке, маленького штата. Товар зачастую продается не поштучно, а небольшими партиями для лучшей и более быстрой реализации.
Площадь от 500 до 1500 метров. Располагаются в спальных районах. Складов нету или его площадь минимальна. Принимаемый товар сразу же выставляется в зал, зачастую в упаковках поставщиков. Ассортимент на 80% состоит из продуктов с длительным сроком хранения. Остальные 20% составляет бытовая химия. Число товарных единиц не более 3000.
Супермаркет — довольно крупный по площади магазин. Предполагает самообслуживание. Располагается как в спальных, так и в центральных районах.
Товары на 80% состоят из продуктов. Магазин имеет широкий ассортимент, до 20 тысяч позиций разной цены, качества. Основная идея — удовлетворить потребности большинства людей. Часто торговые точки имеют продукцию собственного производства.
Основной посыл — универсальность. Занимает большую долю рынка оффлайн торговли. Площадь магазина в среднем от 2 до 5 тысяч квадратных метров. Имеют свои склады и распределительные центры.
Гипермаркет — большой по площади (4-10 тысяч метров) магазин. Имеет много арендаторов. Часто в нем можно встретить магазины одежды, строительные, бижутерии, салоны сотовой связи. Из сферы услуг — кинотеатры, развлекательные центры, фудкорты.
Гипермаркет всегда оборудован парковкой. Расположен так, чтобы до него было удобно добраться на автобусе, электричке или метро. Основные плюсы — широкий ассортимент и низкая стоимость. Расположены они немного поодаль спальных районов, могут быть за городом.
У них низкая наценка на продовольственные товары из-за большого числа арендаторов и ценовой политики. На непродовольственные товары цена выше, что позволяет им заработать.
Логистическая сеть развита лучше всего у гипермаркетов. Они имеют много складов и распределительных центров по всей стране. Чаще всего владеют своим автопарком. Поставки расписаны на недели и месяцы вперед.
DIY — строительные товары и товары для дома. Персонала практически нет. Подразумевается, что клиент сам найдет нужный товар и отнесет на кассу. Площадь магазина 5-10 тысяч квадратных метров, ассортимент — от 20 до 30 тысяч позиций.
Cash and Carry — продает товары оптом как для физических, так и для юридических лиц. Товар напрямую закупается большими партиями у поставщиков. Такой формат нечто среднее между оптовиками и розницей.
Альтернативные формы
Магазин у дома — небольшое по площади помещение, в котором реализуются повседневные товары. Работают 24 часа, основные потребители — жители близлежащих домов.
Универсам — магазин с широким ассортиментом продовольственных товаров. В отличие от магазина у дома, покупатель сам берет товары и несет их до кассы.
Универмаг — чаще 3-5 этажное здание с непродовольственными товарами разных производителей. Ассортимент от 100 тысяч единиц. Часто специализируются на одной категории, например, ремонт, мебель, одежда.
Бутик — небольшое помещение с качественными, недешевыми, уникальными товарами. Максимальный сервис и минимальный ассортимент.
Киоск — закрытая небольшая по площади торговая точка, в которой покупатель находится снаружи, а продавец внутри. Склада нет, поэтому ассортимент невелик.
Комментарии