Чем Илья Варламов городу Омску ценен? Часть I

Ответы на наиболее популярные вопросы, в том числе в формате "на засыпку" и "срезал", об отношении к выдвижению Ильи Варламова единым гражданским кандидатом на пост мэра Омска. Использованы материалы содержательных обсуждений на открытых площадках и в закрытых сообществах, в том числе в рассылке международного союза интернет-деятелей ЕЖЕ, в Твиттере, Фейсбуке, Живом журнале и др.

Актуальную версию этого материала см. в первоисточнике на сайте «Омск Политический».

  1. Можно выбирать мэром человека, не знающего город, не жившего в нем?
  2. Мэр — это политик или хозяйственник?
  3. Любая кухарка может управлять городом?
  4. В Омске нет местного достойного кандидата — нужен варяг?

1. Павел Шевчук: Вы считаете допустимым выбирать мэром человека, никогда не жившего в вашем городе?

Виктор Корб: Я считаю, что Омску просто необходима встряска, без которой он вряд ли уже самостоятельно способен сохраниться как город. Двадцатилетнее унизительное положение в статусе «населенного пункта» привело к почти полному разрушению основ городского сообщества и важнейших «общих мест» города. Омску сейчас остро нужен глоток свежего воздуха, который даст ему шанс.

(уточнение на вопрос АС) Разумеется, формального статуса «города» Омск не лишался. Но по сути одним из главных преступлений полежаевского клана стало целенаправленное уничтожение Омска как вольного города. Причем, по всем направлениям.

Город — это ведь, по сути, особая форма человеческого сообщества, в которой важнейшее значение имеют наличие свободных граждан и общих мест. Сохранившиеся с советского времени общие места либо планомерно уничтожались, либо захватывались и использовались исключительно для трансляции пропаганды и укрепления мифа «стабильности». Дошло до того, что в последние годы даже на официальном уровне были введены запреты на само упоминания формулы «город Омск» — ее заменяли «областным центром Прииртышья», «муниципальным образованием» и т.п.

2. Павел Шевчук: Вы считаете, что мэр — это политическая должность или это глава администрации города, который должен управлять этой администрацией?

Я считаю, что мэр — это организатор и менеджер двух смежных процессов: функционирования городских инфраструктур и городского развития. При этом важнейшее качество — это способность стимулировать процессы гражданской и профессиональной самоорганизации и адекватно разрешать конфликты реальных интересов горожан и их групп.

3. Павел Шевчук: Должен ли кандидат в мэры иметь опыт государственной службы, управления предприятием? Всё же у него в подчинении оказывается много служб и городской бюджет. Или любая кухарка может?

Виктор Корб: Нет, опыт государственной службы не обязателен. А во многом, учитывая российские реалии, даже вреден. Опыт управления предприятием и/или крупным проектом весьма желателен и он у Варламова есть.

Кухарка не может управлять современным городом, но нужно стремиться к тому, чтобы схема управления и, особенно, принятие решений, затрагивающих интересы городского сообщества, были как можно более приближены к «каждой кухарке». Не путем пошлых форм «непосредственной демократии», сводимой лишь к всеобщему голосованию, но по сути — включением активных, самостоятельных и ответственных горожан в процесс осознания проблем и участия в выборе оптимальных решений.

Главное качество современного управленца — умение выстраивать эффективные коммуникационные схемы и управлять ими. Быть чем-то вроде генерального фасилитатора — координатора взаимодействия активных и ответственных людей, заинтересованных в успехе общего дела, в нашем случае — развития города. У Ильи такие качества есть, что очевидно по его «истории успеха».

4. Павел Шевчук: Неужели во всём Омске не нашлось человека, который может привнести в городскую администрацию глоток свежего воздуха? Для этого нужен обязательно варяг-москвич? Или вопрос упирается в банальность — деньги на выборную кампанию?

Виктор Корб:

  • Да, «готовых» мощных кандидатов, способных достойно и результативно исполнить эту роль, в Омске не нашлось. На то есть двенадцать причин… Основная — фактическое отсутствие самого феномена «городской политики», рыхлость и придавленность городского сообщества, привычка уже нескольких поколений жить «применительно к подлости», пытаясь найти и удержать местечко поближе к центрам распределения ограниченных ресурсов, вместо создания новых — основанных на реальном самоуправлении, а не прозябании внутри пресловутой «вертикали». 
  • Да, «варяг» Варламов оказался лучшим из имевшихся в реальной ситуации вариантом для запуска этой большой игры «открытого типа». Его харизматичность, личная энергетика, открытость, сочетание «прикольности» и ответственности — это нечастое сочетание качеств, которые делают его реальным «гарантом обновления». Он формирует яркий и привлекательный образ «решительных перемен к лучшему». Образ, резко отличающийся от пресловутых «опытных хозяйственников» и политиков, способных лишь распределять остатки с барских столов.
  • Задача выдвижения местных деятелей была и остается актуальной и приоритетной. И участие Варламова, кстати,  способствует ее адекватной постановке и решению. И через обострение содержательной конкуренции, и методом «командообразования». А главное — тем, что лишь фигура такой мощности в современном Омске способна обеспечить нужную интенсивность процесса гражданской и профессиональной организации. Стянуть на себя «рыхлую и испорченную» коммуникационную схему и переконфигурировать ее в более естественную, отвечающую коренным интересам городского сообщества.Уже на этапе праймериз по определению единого гражданского кандидата произошло невиданное: было выдвинуто несколько весьма достойных кандидатур, опубликованы очень интересные и содержательные программы реформы городского хозяйства и принципов управления городом. Через процедуру праймериз «Гражданин мэр» прошли и профессор-политолог Сергей Костарев, и российский экономист и политик Владислав Иноземцев, и лидер омского союза предпринимателей Павел Кручинский. Второе место после Варламова занял один из популярных омских блогеров, преподаватель ОмГТУ Игорь Федоров, ставший «резервным кандидатом» проекта. Примечательно, кстати, что на праймериз ведь Варламов набрал «всего» 42% голосов, то есть, теоретически он как «варяг» мог и проиграть некоему «единому местному лидеру». Но в том, что такого лидера не нашлось, нет ничего удивительного.
  • Деньги в этом проекте не просто не главное, а третьестепенное. Я с самого старта сформулировал тезис о том, что интересно будет это все, только если будет реализовано по инновационной схеме «стимулирования новой мотивации и создание нового горожанина через новые коммуникации». И выборы будут интересны, лишь если в них примет участие «новый избиратель». Варламов с этим согласился. Не факт, что удастся удержать эти подходы полностью. Но речи о «простой покупке голосов» даже на этапе сбора подписей не идет.
rmxrmx
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Поделитесь в сетях!

Комментарии

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.


*

Adblock
detector