Современная торговля — или базар на морозе?

Во властных кругах Омска и области регулярно возникают разного рода концепции - то развития городской торговли, то создания мультимодального транспортно-логистического узла, то превращения города в центр сельхозпереработки, то - в нанотехнологический рай. Потом одна концепция забывается, на ее место приходит другая, рождаются програмы и проекты, рисующие еще более передовое состояние торговли, расцвет промышленности, взлет экономики.

Чего только не видели горожане: в городе создавались огромные оптовки, с помпой открывались маленькие молочные, мясные и рыбные лавки. Потом вдруг оптовки начали гнобить, а привечать — зарубежных гостей, строящих мегамоллы и гипермаркеты. То боролись с бабушками и селянами, торговавшими овощами, молоком, мясом да сметаной, так что почти извели эту самую мелкую торговлю. Теперь вот взялись яростно поддерживать сельхозпроизводителя, поставив столы и автолавки в людных местах на морозе. Сколько еще изгибов начальственной мысли предстоит пережить торговле, неизвестно.

Тем временем в Омске постепенно появляются образцы технологичных и, если можно так сказать, уважительных к покупателю предприятий торговли. Их владельцы, не всегда могут позволить себе cтроить специальное торговое здание, заранее предусмотрев все потребности и использовав самые современные технологические решения. Но и обходясь тем, что есть (еще советского времени корпусами цехов, магазинов, складов), они создают те самые образцы.

Помнится, еще в 2003 году Арсен Пономарев (тогда еще бизнес-консультант) сетовал, что в городе «плодятся и размножаются «гадюшники» – социальные торговые комплексы, несущие на себе печать «махровой советской торговли». По его мнению, для создания в городе современной торговой системы нужны: «25-30 супермаркетов с 40-45% эксклюзивного товарного наполнения. 130-140 дискуантеров вблизи мест жительства. 4-8 оптово розничных магазинов типа Cash&Carry у транспортных развязок. Примерно столько же гипермаркетов, состоящих из множества «бутиков», 3-4 разнотипных сети фаст-фудов по 40-50 (и более) точек в каждой. Также хотелось бы видеть сети узкоспециализированных мини-магазинов или киосков по основным востребованным тематикам (80-100 по каждой). Ключевым вопросом является организация снабжения. И тут ситуация с сотнями оптовых организаций должна измениться. Их должно остаться 4-6, но очень крупных». Впрочем, пока властные мозги до таких оценок не доросли.

Чем, с точки зрения покупателя, отличаются разные форматы магазинов, не только ведь удаленностью от дома и площадью? Если зайти в тот же «Ашан», «Геомарт» или «Кастораму», сразу видно, насколько далеко они отстоят от советских магазинов и даже — от ставших привычными супермаркетов. Там есть привычные прилавки-холодильники, открытые витрины, корзины и тележки… Но самое сильное впечатление на покупателя, впервые пришедшего в такой магазин, производят высоченные стеллежи, на которых лежит товар, и широкие проходы, в которых не только покупатели с тележками разъедутся, но и погрузчик с контейнером проедет. Но это — только видимая сторона сложного механизма.

Фактически, любой магазин представляет собой матрицу, в которой каждый элемент просчитан и находится на своем месте. Чем больше размерность матрицы — тем сложнее устройство торгового предприятия — и тем выше уровень автоматизации, механизации и компьютеризации. Никакой кладовщик не справится с объемом задач на современном складе или в магазине. Полки и стеллажи там заполняются в соответствии с товарной «картой». Маршруты техники по торговому залу или складу проложены на основе этой «карты» и плана — в каком месте в какое время должен находиться определенный товар. На каждой упаковке должны быть ярлыки или наклейки со считываемой информацией для учета хранения и перемещения товара. В зале могут быть даже своего рода «дорожные знаки» и «светофоры» — во избежание «ДТП». График работы днем и ночью (когда нет покупателей) должен быть расписан едва ли не по минутам.

А сколько люди придумали видов техники для облегчения труда: тележки самоходные, гидравлические и т.п., бочкокантователи, транспортировщики, погрузчики, штабелеры, ричтраки, комплектовщики заказов, вышки, подъемники, столы подъемные и упаковочные, вагонетки и прочее, и прочее.

Впрочем, что это я… В Омске теперь генеральная линия — базар на свежем воздухе. Никакой добавленной стоимости — продукт от поставщика.

rmxrmx
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Поделитесь в сетях!
Adblock
detector