А зачем, вообще, нужен трамвайный маршрут на левый берег Омска? Ответ может дать наука о градостроительстве.
С точки зрения градостроительства всё выглядит так: в самом простом и общем случае для перевозки какого-то небольшого числа пассажиров из района А в район Б выбирается автобус. Для его пуска требуется не очень много — подвижной состав и асфальтовая дорога.
С ростом жилых кварталов увеличивается плотность населения, и наблюдается рост транспортных потоков. На улицах появляется больше автомобилей, возрастает нагрузка на улично-дорожную сеть, появляются пробки. Падает эффективность автобусов, так как они вынуждены простаивать в заторах вместе с общим потоком транспорта. Кроме того, при больших пассажиропотоках использование автобусов нецелесообразно, так как по провозной способности они не могут обеспечить качественных перевозок. Для обслуживания высоких пассажиропотоков используют транспорт большей вместимости. Какой?
Это могут быть сочленённые трёх- четырёхосные троллейбусы или автобусы особо большой вместимости. Правда, для их эффективного использования им нужны выделенные полосы движения. Это проблематично в стеснённых условиях города и неоправданно из-за низкой культуры вождения — найдётся много желающих объехать пробку или обогнать впереди идущую машину по автобусной полосе. Изолирование данной полосы от машин потребует установки специальных устройств на перекрёстках и на самих автобусах, что довольно затратно и не апробировано в российских реалиях. Остаются метро и трамвай.
Эффективная ниша применения метро — сверхвысокие пассажиропотоки от 25 до 80 тыс. пассажиров в час. При более низких пассажиропотоках строительство метро экономически нецелесообразно, а эксплуатация неэффективна. В Омске практически отсутствуют сверхвысокие пассажиропотоки, и метро будет оправданно разве что под улицами Красный Путь и 70 лет Октября. На строительство полноценного метро уходят целые десятилетия, а там, где появляются новые микрорайоны, транспорт нужен уже сейчас. И наиболее эффективным по провозной способности и экономичности эксплуатации здесь представляется такой магистральный транспорт, как трамвай.
Эффективная ниша использования трамвая — пассажиропотоки от 3 до 25 тыс. пассажиров в час, где автобусам уже трудно справляться с перевозками, а для строительства метро пассажиропоток слишком мал. Трамвай, изолированный от общего потока автотранспорта, не зависит от автопробок, и в часы пик добраться куда-либо на трамвае быстрее, чем на авто. В отличие от метро, временные затраты на передвижение по городу на средние расстояния на трамвае зачастую ниже, так как не надо спускаться на станцию под землю. Само же метро не может работать в отрыве от городского транспорта, и наиболее эффективно метро работает в сопряжении с трамваем.
Трамвай, как транспорт с высокой провозной способностью, способен выполнять перевозки пассажиров на напряжённых участках самостоятельно, а также помогает стягивать пассажиропотоки к станциям. Таким образом, связка <метро + трамвай> эффективна для обоих видов транспорта, когда они работают на взаимовыгодных условиях, и главные преимущества от этого получают пассажиры.
В Омске наиболее активное строительство идёт на левобережье, где в последнее время плотность застройки резко увеличивается. Растёт и транспортная нагрузка на улично-дорожную сеть, в том числе, на ул. Лукашевича.
Запустив современную линию трамвая на Лукашевича, откроются широкие перспективы развития трамвая на левобережье. Так образуются эффективная сеть транспортных коридоров и связка трамвая со станциями метрополитена, повысится мобильность граждан, снизится транспортная усталость.
Возрождение трамвая на новом уровне позволит решить многие транспортные проблемы, улучшить облик и привлекательность города. Надо только сломать в себе старый стереотип трамвая!
