Никита Михалков – один из моих любимых режиссеров, и продолжение оскароносных «Утомленных солнцем» я ждала и хотела посмотреть. Но то, что я увидела на предпремьерном показе, вызвало, мягко говоря, недоумение.
Несколько раз порывалась уйти из зала, но решила досмотреть, чтобы составить более менее целостное впечатление от фильма. Более-менее, потому что сейчас в прокат выходит только первая часть «Утомленных солнцем-2» с подназванием «Предстояние», а осенью нас ждет еще вторая часть второй части «Утомленные солнцем-2. Цитадель».
Неловкость возникла еще задолго до показа, когда вышли афиши со слоганом о великом фильме. И, похоже, Михалков поторопился оценить свой фильм так высоко. По крайней мере, мне фильм показался глубоко вторичным. Как будто до него не было ни одного советского фильма о войне. Видны заимствования и из голливудского наследия.
Во второй части Котов после сталинских лагерей попадает в штрафбат, повзрослевшая Надя служит в медсанчасти, а Митя вновь становится на пути бывшего комдива. Сюжет считывается в первые минуты, а дальше… еще почти три часа фильма, состоящего из разрозненных эпизодов, которые практически не развивают сюжет и никак не раскрывают характер главных героев. Такое впечатление, что режиссер постарался поместить в фильм все самые, по его мнению, острые и вопиющие военные истории. Новобранцы из кремлевского полка, вооруженные только винтовками и лопатами, гибнут в схватке с немецкими танками. Жителей целой деревни немцы загоняют в огромный сарай и сжигают заживо. Фашистские самолеты топят санитарную шхуну с ранеными и детьми.
Все эти и без того трагические истории поданы с излишним натурализмом. Но вывороченные кишки, оторванные руки-ноги, к сожалению, не трогают. Ощущение, что смотришь спектакль, и перед тобой не персонаж, а актер, изображающий его. Только что погибший сейчас он встанет, вытрет кровь и пойдет пить чай.
Хронологические скачки — время действия постоянно перескакивает из 41-го года в 43-й и обратно — не добавляют динамизма, а только запутывают и без того слабый сюжет.
Особенно странно стремление режиссера подать все прямолинейно, грубо, в лоб. А вдруг зритель не поймет, если оставить недоговоренное, если показать намеком? Навязчивая православная символика тоже показана нарочито, чтобы ее «прочли» наверняка.
В некоторых эпизодах вкус и вовсе изменяет Михалкову. Например, бомба, на которой спаслась Надя, обязательно должна взорвать «нехороших» партийных бонзов, которые вместо детей спасали дорогую люстру. А случай с оголяющим зад немцем, который в полете собирается «бомбить» санитарный корабль, – вообще за гранью. Кто-то возразит, что так, мол, было и на самом деле. Возможно, но мерзости войны можно преподнести тоньше, не так примитивно.
Совершенно неуместной в этом фильме оказалась концентрация отечественных звезд на метр пленки. При этом некоторые актеры принесли с собой шлейф своих прошлых ролей. Артур Смолянинов и Артем Михалков как будто только вышли со съемочной площадки «9 роты», а Мерзликин – из бандитского фильма.
Очень жаль, что годы работы и миллионы бюджетных денег вылились в такой плоский, картонный фильм.
