Сегодня сложно найти человека, который не пользуется услугами банков. И речь идет не только о мелком кредитовании, ипотеке или о депозитных вкладах. Так, достаточно просто быть держателем платежной карты, чтобы стать полноценным клиентом кредитно-финансового учреждения, предоставив в его распоряжение свои личные данные.
Содержание:
О чем молчат банки
Заключение любого договора с банком предполагает предоставление некоторой личной информации. И чаще всего в ход идут паспортные данные, указание которых, вроде как, не таит в себе никакой угрозы. И действительно, если речь идет об оформлении карты, то для клиента нет особых рисков. Другое дело – кредит, для получения которого банковский менеджмент проводит проверку клиента, чаще всего умалчивая о ее способах.
И сегодня мало кто знает, что проверке подвергается даже потребительское поведение претендента на получение кредитных средств. Как? Ведь не станет же банк отслеживать каждую покупку заявителя, тем более что технически сделать это практически невозможно?
На самом же деле все не так сложно, как можно подумать изначально, ведь есть такая услуга, как кэшбек. И если клиент ею пользуется, рассчитываясь банковской картой за покупки, то вся информация по возвращающимся на личный счет средствам становится открытой.
Дальше – больше. Если клиент имеет хорошую кредитную историю и соответствующую ей покупательскую способность, то велика вероятность того, что его заявка на получение процентного займа будет одобрена. Другое дело, если потенциальный заемщик любит побаловать себя деликатесами и другими товарами не первой необходимости, регулярно греша просрочкой по погашению кредита. Тогда он запросто может получить отказ.
Кто еще попадает в круг осведомленных
Сюда же стоит отнести и публикуемый клиентом контент в соцсетях, который также может быть изучен банковскими сотрудниками без какого-либо афиширования этих действий. И тут стоит сразу обозначить – активная деятельность в компрометирующих репутацию группах не пойдет заявителю на пользу. А ведь есть еще мобильные операторы, с помощью которых можно определять клиентское местоположение, в случае необходимости выявляя места его отдыха и проведения досуга.
Дело дошло до того, что агрегаторы тщательно отслеживают даже определенные предпочтения заемщика. И если, к примеру, в течение долгого времени им выписывались книги одного жанра, а потом произошла резкая переориентация с последующим обналичиванием крупной суммы кредитных средств, то такая ситуация может стать поводом для внеочередной проверки, а, возможно, и временной блокировки карточного счета.
Все ли так очевидно
Является ли вся приведенная выше информация поводом для того, чтобы отказываться от банковских услуг? Это вряд ли, поскольку опасения, связанные с повышенным контролем со стороны работников финансовых организаций, слишком преувеличены. И особенно сильно это становится заметным тогда, когда доходит дело до анализа любого другого сервиса.
К примеру, в любом медицинском учреждении пациент оставляет о себе гораздо больше информации, чем привычное ФИО или адрес текущей прописки. Да что там говорить, порой приходится доверять врачам самое сокровенное.
А ведь есть еще интернет-переписка, которую приходится вести в случае покупки или продажи товаров, указывая различную конфиденциальную информацию. Но тут, казалось бы, неизбежность, ведь иначе будет крайне сложно договориться о сделке.
Это все так, но какая повинность заставляет активных пользователей выкладывать в соцсети фотографии своих детей, квартиры, машины, снимки из заграничных путешествий, кулинарные подвиги и шопинг, да еще и оставляя доступ открытым? И переосмыслить ценность этой информации, то опасения, связанные с тем, что какой-то банковский сотрудник вдруг узнает, что в пятницу 13-го клиент покупал полкило ирисок или прошлой весной он мотался в Лазаревское, не вызывают ничего, кроме улыбки.
Так следят или не следят
Да, банки, действительно, следят за своими клиентами, поскольку к этому их обязывает Федеральный закон №115-ФЗ, принятый для своевременного выявления финансовой преступной деятельности и мошенничества. Однако речь идет далеко не обо всей информации о клиенте, доступ к которой в полном объеме закрыт для рядовых сотрудников кредитных организаций.
То есть, обычный работник не видит ни наличия кредитных заявок, ни переводов, ни других важных операций. А уж какой-нибудь кассир – тем более.
Кроме того, не стоит забывать о малочисленных штатах банков, количество сотрудников которых просто не рассчитано на проверку всей клиентской базы.
Что касается фотографий, которые делаются при оформлении кредита, получении новых карт или закрытии старых, то такая съемка ведется вовсе не на память о клиенте. Единственная ее цель заключается в идентификации: подтверждении фактического присутствия человека во время проведения той или иной операции и сверки фото с паспортным на случай, если сам сотрудник вздумает мошенничать.
Остается надеяться на порядочность сотрудников банка. Ведь нет абсолютной уверенности, что личные данные клиента не будут предоставлены мошенникам на выгодных для банковского сотрудника условиях. Такие случаи уже были.
То, что следят, ни для кого не секрет. Это реалии нашей жизни, а не паранойя. Обезопасить себя можно тщательно следя за сохранностью своих персональных данных, не разбрасываясь ними на право и на лево.