Омские дороги развиваются в общем русле «омского пути», исходная точка которого задана военно-колониальными факторами, промежуточные этапы – военно-промышленными и военно-партийными, а будущее все больше напоминает тупик. Общий путь и все локальные пути Омска определяются и прокладываются по единой схеме – директивным способом, сверху, без согласования с городским сообществом, без сверки со стратегическими целями и возможностями развития Города.
Ничего удивительного нет в том, что омская городская транспортная сеть и в начале XXI века по-прежнему напоминает схему гигантской деревни, поселения, разросшегося вдоль тракта «Завод-Обком-Вокзал». Нынешним, а тем более будущим потребностям полноценной жизни она абсолютно не удовлетворяет. Но все решения о ее изменении по-прежнему принимаются в партийно-отраслевом стиле, немного осовремененном кланово-предпринимательскими интересами.
Решения о срочной реализации мемориальных проектов – Моста и Набережной – того же рода. От них, конечно, как говорит один мой знакомый, «хуже не будет». И даже, очевидно, будет лучше, чем если бы вообще ничего не делалось. Но это гораздо хуже того, что можно и надо было бы сделать для развития транспортной системы большого развивающегося Города. Заведомо хуже того решения, которое, очевидно, было бы найдено и принято в результате правильно организованной общественной и профессиональной экспертизы этого вопроса.
Очевидно, что за деньги, наскоро уложенные в Набережную и Мост, можно было бы построить или реконструировать несколько крупных магистралей там, где они жизненно необходимы, и где они сразу будут работать.
Впрочем, обсуждать уже реализующиеся проекты, освященные «высшей волей», имеет смысл только в том случае, если есть шанс набраться опыта и не повторить те же ошибки при разработке других проектов. У нас же все повторяется, как всегда: сначала делаем безо всякого обсуждения, экспертиз и конкурсов, а потом дружно играем в «одобрямс» или «осуждамс» — в зависимости от автора проекта.
А значит, и вероятность в ближайшее время выбраться с нашей проселочной провинциальной дорожки на современный индустриальный хайвэй пока весьма невелика.
Примечание: это эссе было впервые опубликовано 31 августа 2005 года в №33 журнала «Бизнес-курс», за полтора месяца до открытия метромоста им. 60-летия Победы, нареченного губернаторским агитпропом «Мостом Тысячелетия»…
На фото (С) Mediator, 18.10.2005 — официальное открытие омского метромоста.