И «Эхо Москвы» на своём сайте (http://echo.msk.ru/news/main/294741.html#open) публикует отповедь властей по поводу картинки в волгоградской газете. Гляди, как все заговорили: «Опасно на этих вещах играть, тем более на юге России.» А где начинается этот «Юг России»? Где кончается? Может быть и обсуждать религиозные темы нельзя, обходя их стороной со словами «Чем бы верующие не тешились – лишь бы они не плакали»? Были времена, когда в государстве под названием «СССР» (Россия входила в него) было множество запретных тем. Нельзя про СПИД, про наркоманию, про дедовщину, про проституцию, про … много ещё чего, что считалось «чуждым» государственному строю и моральному облику строителя светлого будущего. Потом стало можно. И люди с родоном в стенах узнали, почему мрут. И много чего ещё узнали. Узнали про массовые жертвы катастроф, про геноцид, про истинное лицо власти, вскормленной не только на членских партийных взносах предназначенных якобы на минеральную воду в президиум.
Пресса была всегда на передовом рубеже. Писатель боролся словом, художник – кистью. Маяковский призывал к штыку приравнять перо (перо перьевой ручки, если кто путает с предметом из песенной фразы Розенбаума «…смотри, не обломай перо об это каменное сердце…»). СМИ были индикатором общественного настроения. Но политкорректные метрологи пытаются настроить индикатор так, чтобы он всё время показывал «ясно» в любую погоду. Но это же противоестественно. В одной песне от имени шутов (годах в 70-х прошлого века) пелось «Вот бы взять бы нам рогатки, дурачкам, да палить из них по розовым очкам. Всю бы проволоку колючую стянуть да на гитары вместо струн бы натянуть. Вот бы правду говорить заставить всех. Вот бы смех-то был, вот это был бы смех…» Речь велась о том, что скоморошничество, юродство – вещь необходимая и гораздо более щадящая, чем прямая критика, лобовой спор, беспощадная борьба. Были в песне и такие слова: «Шутов не гладят по спине. На них взирают с укоризной. Шуты – как Тёркин на войне. Шуты – как Райкин в мирной жизни.» (если не ошибаюсь, песня называется «Шуты», а исполнял её Михаил Ножкин)
Вот мы и вернулись к теме «Тёркин на том свете». Пока Тёркин был агитатором-пропагандистом (Тёркин на войне), его тиражировали, воспевали. А как стал с номенклатурой бороться, его задвинули так, что нужно постараться, чтобы прочитать. Не смотря на всю противоречивость ельцынской натуры, мне нравилась одна из его черт – его отношение к критике, карикатуре, шутке. «О, опять вислогубый по ящику,» – говорила пенсионерка при виде Ельцына на телеэкране. И не только пенсионерка в быту имела право обронить фразу, выражавшую её частное мнение. Газетчики писали-рисовали так, что нынешние карикатуры на «святых» кажутся детскими. И что? Пережил Ельцин. Все пережили. А чего и кто сейчас в карикатуристских войнах пережить не может? И нас призывают поосторожнее фломастером-то да карандашиком орудовать, статейками УК стращают. А чего ради? Ради того, чтобы успокоились те, что «вечно боек»? Я думаю, что здесь нужно культурам размежеваться. Не нужно выпячивать свои символы веры. Вера у каждого в душе (в разуме, если так приятнее). В бездушном теле, в костях и мясе, веры нет. Так будем же сохранять душу и разум! Не прав тот, кто громче всех кричит. И эту мудрость приемлют почти все религии. Потому, что в этом суть любого человека – вне зависимости от расы, пола, вероисповедания. Кто сегодня громче всех возмущается появлением шаржей, карикатур, комиксов, тот больше всех и виноват в возмущении мира и спокойствия.
===============
Заголовок состоит из слов песенной строфы: «Я давно уж пополнить готов беспокойное племя шутов. Потому, что давно убеждён – человек для улыбки рождён. Буду вместе с шутами ходить, В двери бум, бум-бум-бум колотить. Из газеты сверну колпачок – вот ещё вам один дурачок.»
Иллюстрации: наброски омского художника с цитатой из наставлений Леонардо да Винчи