Федеральная служба государственной статистики представила данные динамики стоимости товаров за этот непростой год. Особенно неутешительными для потребителей стали цены на крупы, овощи и фрукты, а также, что особенно удивляет, настойку боярышника. Тому есть причины.
Содержание:
Крупы
В перечне наиболее подорожавших продуктов гречневая крупа заняла I место. В июле стоимость увеличилась в 1,7 раза (на 72,72%) по сравнению с аналогичным периодом минувшего года, достигнув 87,1 рубля за 1 кг.
Генеральный директор аналитической компании «Прозерно» Владимир Петриченко объясняет такой резкий скачок в цене ажиотажем, который возник среди российских потребителей на фоне паники из-за пандемии коронавирусной инфекции и девальвации отечественной валюты. Тогда же некоторые предприимчивые поставщики искусственно завысили стоимость гречки.
Оптовая цена на эту крупу подскочила до 48 рублей за 1 кг. Это вдвое дороже показателя августа 2019 года.
Зам. председателя правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов отмечает, что на фоне ожидания нового урожая оптовая стоимость пока стабилизировалась. К октябрю ожидается понижение цен, если урожай не подведет.
Руководитель управления по борьбе с картелями ФАС Андрей Тенишев уверяет, что дефицита этого продукта не должно быть. Причиной его возникновения может стать сговор. В таком случае данное управление займется дельцами.
Кстати, в конце марта производителям-махинаторам пригрозили несколькими годами тюрьмы.
Овощи и фрукты
Весной произошло резко увеличение стоимости продуктов питания. Приемлемых цен потребители так и не дождались даже на исходе лета. Больше всего подорожали яблоки — на 34%, апельсины — на 32,51%, а также чеснок — на 22,17%.
Доцент Тимирязевской сельхозакадемии Игорь Абакумов считает, что власти зациклились на борьбе с коронавирусом и о снабжении населения, логистике думают в последнюю очередь. В связи со множеством ограничений фермерам стало сложнее выехать на рынок и реализовать свой товар. Прямых поставок «с поля на рынок» стало значительно меньше.
Постоянно меняются правила торговли. Ярмарки выходного дня работают нерегулярно. Почти каждый овощ теперь нужно отдельно упаковывать.
Ситуация сыграла на руку многочисленным перекупщикам, которые накручивают свою лакомую долю.
Настойка пустырника
Злополучная пандемия стала причиной повышенного спроса на спиртсодержащие настойки. С января продажи настойки пустырника выросли на 35%. В то же время ее стоимость выросла на 19,5%.
Наибольший рост продаж пришелся на март, когда в аптеках возник дефицит антисептиков. Потребители запасались успокаивающим средством в том числе для дезинфекции.
Хоть по сравнению с весной спрос не такой активный, дистрибьюторы пока не возвращают цены на прежний уровень. Вероятно, крупные фармацевтические фабрики (Тульская, Ивановская, «Гипократ») устраивает такое положение. Еще бы! За полгода продажи спиртсодержащих настоек (не только пустырника, но и боярышника, прополиса и т. п.) выросли до 1,6 млрд рублей.
Участники алкогольного рынка также связывают сложившуюся ситуацию с ограничениями на продажу спиртных напитков, которые в частности вводились в Ленинградской и Пермской областях, в Крыму, Башкирии и Якутии.
В связи с коронавирусом и девальвацией рубля цены выросли почти на все товары, но вышеупомянутые вырвались в «лидеры». Остается надеется, что власти уделят им особое внимание и в силу возможностей нормализуют ценовую политику.
Комментарии