ЕСТЬ МНЕНИЕ
Планируя этот опрос, мы предположили, что любому покупателю, зашедшему даже в малознакомый продуктовый магазин, обычно достаточно скользнуть глазами по ценникам, чтобы определить – «дешевый» это магазин или «дорогой», достаточный ли в нем ассортимент, стоит ли именно в нем делать покупки. Эта гипотеза подтвердилась. Лишь очень немногие – четверо из сотни опрошенных – выказали полное пренебрежение к ценникам. «Беру не глядя», «Не считаю», «Да все одинаково, чего копейки считать?» и т.п. – вот примерные ответы меньшинства. Большинство привычно кивало на оптовки и рынки, часто добавляя к ним мелкие киоски и павильончики, особенно хлебные. И все же все достаточно уверенно смогли назвать свои «определяющие и направляющие» товары. А мы – составить рейтинг продуктовых хитов.
БОЛЬШАЯ ТРОЙКА
«Большую тройку» лидеров можно было легко угадать и без опроса: «молоко-хлеб-колбаса». Даже порядок мест в тройке весьма условный, практически в пределах погрешности — достаточно было двум-трем человекам ответить чуть иначе. Стоит пояснить, что в категории «молоко» имелись в виду все молочные продукты: от йогурта до сливочного масла, соответственно, «хлеб» — это все хлебобулочные изделия, а «колбаса» означает весь спектр копченостей мясных полуфабрикатов. Кстати, присутствие в недосягаемой «тройке» колбасных изделий легко объясняет феноменальный рейтинг популярности магазинов «Омский Бекон» (см. «ПР»№17): масса людей приходит в «Бекон» за относительно недорогой колбасой при большом ассортименте, а попутно покупают и всякое прочее.
Именно «большую тройку», без учета порядка, назвал только каждый пятый из опрошенных. Еще, примерно, по трети отвечавших называли иные товары — в дополнение к одному или двум «лидерам». И лишь каждый двадцатый умудрился назвать три товара без упоминания основных продуктов.
ПРОСТОЕ РАЗНООБРАЗИЕ
Четвертое место достаточно уверенно заняли «овощи-фрукты», а вот идущие следом по популярности пиво, «соки-воды», сигареты, сыр и «чай-кофе» сгрудились весьма плотно. Естественно, что пиво и сигареты, преимущественно, называли мужчины. Но неожиданно практически исключительно «мужским» товаром оказались «соки-воды» — даже больше чем пиво и сигареты. А вот водка неожиданно оказалась показателем, почти равнозначным для мужчин и женщин, хотя у мужчин все же популярней. Но в целом водку упоминали все же весьма редко. Это весьма неожиданно, поскольку, судя по нашему предыдущему рейтингу, магазины сетей «ОША» и «Омсквинпром» входят в группу наиболее посещаемых. Похоже, люди не так уж стремятся сэкономить лишние рубли на водке – страсть не позволяет!
Водка возглавила третью группу относительно значимых товаров: водка, рыба, конфеты (с прочей «кондитеркой»), птица, крупы. Здесь из неожиданностей — более частое упоминание мужчинами конфет. Впрочем, на этом мужские «перевесы» заканчиваются: и по всей первой «тройке», и по большинству других товаров женщины впереди. Но «чисто женскими» в опросе оказались только редко упоминаемые крупы и растительное масло. Из возрастных предпочтений выделилась разве что птица — курятину называли почти исключительно пенсионеры, причем чаще начиная: «Ну, окорочка…» Вот так подтверждаются американские стоны за возобновление ввоза «ножек Буша». Их маркетологи, видимо, совершенно справедливо доказывали: «Мы кормим ваших малоимущих».
ТОЛСТЫЙ НАМЕК
Конечно, еще многие отовариваются на базарах и оптовках, жалуются на дороговизну, но утверждение «чем дешевле, тем лучше» — большое лукавство. Тому свидетельством и частые оговорки вроде «конечно, чтоб качественное было!» Да и успешность того же «Бекона» показательна — ведь есть колбасы заметно дешевле. Оптимальное сочетание цены и качества становится главным «мотором» современной торговли.
Сами рейтинги товарных хитов также давно используются в современной «науке торговать». Минимальная – вплоть до нулевой – наценка на несколько самых ходовых товаров (их еще называют «товары-индикаторы») является отличной «приманкой» для покупателей и надежным способом повысить конкурентоспособность магазина.