НАМ НЕ ЖИТЬ ДРУГ БЕЗ ДРУГА

Бесценность каждой человеческой жизни объясняется вовсе не «абстрактным гуманизмом». Шансы Человечества на выживание и развитие – и в глобальном масштабе, и на уровне локальных сообществ – впрямую зависят от разнообразия возможностей и умения осуществлять лучший выбор в ответ на внешние и внутренние угрозы.

Каждый (разумный и деятельный!) человек расширяет поле возможностей и, значит, увеличивает общий уровень защищенности человеческого сообщества. Понятно, что при этом имеются в виду именно разные люди – с собственными взглядами на мир, собственными целями, с готовностью и умением согласовывать их с взглядами и действиями других людей. Если человеческие особи не проявляют индивидуальности, мыслят и действуют «как один», то они превращаются в … стадо, ведомое пастухом или козлом — на выпас или на убой.
Обесцениваем свою жизнь мы сами. Занижая самооценку и подавляя индивидуальность.

Мы обесцениваем свою жизнь, соглашаясь жить «как все». Это особенно актуально в малоразвитых сообществах с низким уровнем «страховых» инфраструктур – безопасности транспорта, надежности коммунальных систем и т.п. В сообществах, в которых системы массовых коммуникаций выполняют преимущественно пропагандистскую, транслирующую функцию и не способствуют обмену индивидуальным опытом, не продвигают ценности человеческого взаимодействия, основанного на взаимном интересе и доверии. В ситуации общей невысокой требовательности к качеству жизни и личной необязательности в производственных, деловых и бытовых отношениях надежда на других, мягко говоря, необоснованна. Если ты готов «кинуть» делового партнера – не стоит надеяться на то, что не «кинут» тебя. Если ты позволяешь себе нарушать правила и нормы – переходить улицу на красный свет, бросать «бычки» на тротуар или не доложить в бетон необходимую норму цемента – отдавай себе отчет в том, что повышаешь вероятность быть погребенным под рухнувшими крышами или падающими столбами.
Мы обесцениваем свою жизнь, необоснованно доверяя власти в решении задач организации собственной жизни. И дело вовсе не в выборе между «хорошими» и «плохими» властителями, а именно в чрезмерной и необеспеченной «концентрации доверия» и надежд на власть как институт, когда решение возможно лишь как результат самостоятельного действия. Власть, как любой субъект, стремится к простым и универсальным решениям. Но простые решения «не проходят» даже на уровне семьи, а в масштабах страны и города они неминуемо приводят к катастрофам или резкому снижению безопасности жизни.

Мы обесцениваем свою жизнь, отказываясь от договорных отношений и провоцируя силовые, военные. Но если мы достаем меч, пытаясь решить проблемы социальной сферы, межбюджетных или межгосударственных отношений, то должны быть готовы к тому, чтобы … от меча и погибнуть.
И, пожалуй, важнейший, базовый фактор снижения ценности жизни – это … надежда на другую, «запасную» жизнь. Надежда поощряемая и культивируемая. Обесценивающая не только свою, но и чужие жизни. Жизнь всего человечества. Но это, конечно, тема для значительно более обстоятельного обсуждения.

Примечание: впервые эссе опубликовано в журнале «Бизнес-курс», №149 от 14.06.2006.

rmxrmx
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Поделитесь в сетях!
Adblock
detector