Рекламная шкатулка нон-стоп

С усмешкой вспоминаю первые, редкие рекламные паузы в отечественном телевизионном эфире. То время, за которое сейчас успевает проскочить несколько динамичных рекламных роликов, раньше отводилось под одни только призывные крики за кадром: «Реклама! Реклама! Реклама!» Дескать, спешите видеть, не пропустите. Мол, сейчас, в перерыве между "Сельским часом" и «Прожектором перестройки», вам сообщат что-то живое, актуальное, мобилизующее, очень полезное. Реклама была простой, незамысловатой, неизощрённой...

31 октября я ехал от ж.-д. вокзала до центра города на автобусе по маршруту 110. Сразу внимание привлекли два жидкокристаллических монитора над головами пассажиров.
Пассажиры уже привыкли за последний год к тому, что новый подвижной состав на муниципальных маршрутах оборудован либо электронной бегущей строкой, либо разными хитроумными рекламными подвесками на поручнях.
В этом же автобусном рейсе я увидел новое омское чудо. Не то чтобы чудо было совсем невиданное. Лет 5-6 назад первые рекламные видео-экраны стали применяться над кассами в магазинах (впервые я увидел в Омске) и в вагонах метро (впервые я увидел в Новосибирске). Теперь очередь дошла до автобусов.
Это были плоские мониторы, какими комплектуются настольные компьютеры. Только для тяжёлых условий эксплуатации мониторы были упрятаны в специальные прочные кожухи их металла и стекла.
Я сидел на самом последнем ряду кресел в салоне, над двигателем и смотрел на монитор, который был ближе к средней двери. Второй монитор свисал в передней части салона, ближе к кабине шофёра. Звуковое сопровождение неслось откуда-то из-под потолка. Может быть, использовалась громкоговорящая связь, которая предназначена для объявления остановок.
За всю ту поездку я ни одного объявления остановки не услышал ни из динамиков, ни от кондуктора. Кондуктор же больше исполняла роль не проводника (кондуктор с европейских языков переводится как «проводник») , а скорее напоминала обычного кассира, меняющего деньги на билетики. Салон наполнялся не сильно и с моего ряда картинку на мониторе было видно отчётливо. Сначала попался кусок мультфильма «Летучий корабль». Затем небольшой блок рекламы. После 3-4 сценки из сериала «Саша+Маша». Сценки были исключительно постельные. Несмотря на завывание мотора под моим сидением, я отчётливо расслышал хохмы, которые разыгрывали герои отечественной мыльной оперы. Шутки были связаны с сексуальными отношениями между героями. Саша отбивался от своей напарницы говоря ей что-то вроде «Я же не ходячий пенис! Нельзя смотреть на меня только как на гениталии!» Минуту-две герой ещё повыпендривался, но к концу серии оказался-таки верхом на партнёрше. На экране, в позе, которую в секс-справочниках причисляют к классическим головы и обнажённые плечи героев ещё поёрзали с минуту и ролик завершился.
Реклама шла не только в заставках между видео-ассорти, но и в виде бегущей строки прямо на фоне какого-нибудь видеосюжета. После Саши с Машей крутились клипы Витаса и Вики Дайнеко. Перед тем, как я подъехал к своей остановке, ещё успел посмотреть кусочек документальной ленты (в стиле английской кинокомпании «BBC») о борьбе между американской и российской подводными флотилиями.
Так как мне это всё было интересно только в рамках изучения феномена, то я без устали разглядывал мониторы, реакцию пассажиров, поведение кондуктора. Я не запомнил почти ничего из рекламы, кроме названия фирмы-прокатчика «Легион» и ещё какой-то одной вакансии грузчика очень крупным шрифтом и очень моргающей в бегущей строке.
Я вышел из салона не то, чтобы восхищённым или потрясённым, но скорее в некотором раздумье. Ну, на кассе в магазине кассир от своей навязчивой рекламы может отойти, сделать перерыв. Хотя до сих пор не могу понять, как кассир может целую смену сидеть под телевизором и сосредоточенно пробивать кучу товаров, считать сдачу и что-то вежливое отвечать покупателю. В метро вообще нет кассиров и кондукторов. Пассажир зашёл на несколько минут в вагон. Поймал на ходу свою порцию рекламы ушами и глазами и дальше пошёл. Но автобус похож на какую-то камеру пыток на колёсах. Мало того, что постоянно колготятся пассажиры, лязгают двери, тарахтит мотор, но ещё и тряска, замкнутый объём и сквозняки. Ко всему этому пышному букету ещё и аудио-визуальное воздействие.
Вспомнилось нервное содрогание, которым сопровождался случайно услышанный разговор между рыночными торговцами: «Опять эту шарманку завели! Третий год слышу одни и те же слова. Уже тошнит. Готов взорвать этот динамик.»

Не знаю, как там на счёт авторских прав на те видео сюжеты, которые мелькают на рекламных экранах. Это дело специалистов. Не знаю какова эстетическая ценность видеосюжетов. Скорее всего, не все с одинаковым удовольствием испытывают стояние перед экраном (а куда деваться?). Но подозреваю одно – кондуктор от рекламной аудио-видео-какафонии тих с ума сходит. Правда, сходит ещё совсем не долго. Судя по анонсу на страничке рекламного сайта, недавнее начало новой рекламной эры в Омске я пропустил. Ещё 17 Октября сайт pr-life известил специалистов по рекламе, что «Новый канал распространения рекламы появился в Омске». Далее сообщалось, что «Рекламное агентство «Легион-Омск» внедряет новый способ распространения рекламы – трансляция видеороликов на ЖК-мониторах в салонах городского пассажирского транспорта. 19 октября в двадцати автобусах Омска появится по два монитора. На экране мониторов на протяжении всей поездки автобуса будет транслироваться разного рода информация: познавательная, социальная, развлекательная и рекламная. Такой формат вещания позволяет пассажирам воспринимать рекламу как полезную информацию. Реклама является аудиовизуальной. Это позволяет воздействовать сразу на два органа чувств, а значит, делает рекламу эффективной.»

Меня, как говаривал один киногерой, «терзают смутные сомненья» по поводу принудительного приобщения пассажиров к «разного рода информации» на протяжении всей поездки. Нет, когда я по пути в Павлодар, Семипалатинск, Петропавловск успевал посмотреть пару замечательных художественных фильмов на экране под потолком, всегда вспоминал это с большим удовольствием. По крайней мере, я мог убавить звук над головой и дремать полулёжа на индивидуальном кресле. Но в городском автобусе, когда тебя в час пик почти размажут по рекламному экрану … Что-то с трудом верится в эффективность. Да и сам экраны хорошо видно только в половине салона. А как только проход между сидениями начинает забиваться стоящими пассажирами, эффективность экрана резко стремится к нулю, т.к. из-за головы опоздавшего занять сидячее место «зрителя», ставшего в проходе, трудно увидеть супер-информативную бегущую строку.

Тем не менее, экраны ездят, если верить анонсу, уже 10 дней. Реклама крутится, доходы, видимо, идут прокатчику и партнёру-перевозчику в лице городского департамента транспорта. В данном случае, как говаривал один из концессионеров: «Бензин – ваш, а идеи – наши.» В омском случае я бы добавил в формулу ещё одно слагаемое «терпение пассажиров и кондукторов».
Интересно, что официальный сайт мэрии (http://www.omsk.ru) нововведением на общественном транспорте не спешит хвалиться. То ли новая информационная политика теперь запрещает департаменту транспорта похвалиться лишней копейкой прибыли. Путь не от перевозок пассажиров, но хотя бы от перевоза рекламы по городу.
И вы, конечно, думали, что вместе с несколькими тысячами маршрутных такси, которые мэрия вытеснила с рынка пассажирских перевозок, вы навсегда избавились от принудительного прослушивания блатных куплетов и шуток диджеев на эф-эм-радио? Увы, вы ещё наслушаетесь Витаса с Дайнеко. Саша с Машей вас Камасутре научат за пару автобусных остановок. Всё только ещё начинается. Не зря же фирма «Легион-Омск» через рекрутёров подыскивала экономистов и рекламных специалистов на полный рабочий день. Скоро реклама вам будет в снах сниться.
* * *
Иллюстрации: Степан Капуста – персонаж телепередачи с канала ТВС, коллаж рисунков из статьи (http://pr-life.ru/?part=News&NewsID=4615), фотография салона автобуса с рекламными видеомониторами над головами пассажиров в городе Омске.

rmxrmx
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Поделитесь в сетях!
Adblock
detector