Молочные реки – сгущенные берега

Как и прогнозировалось в предыдущем обзоре тенденций на рынке сгущенного молока («ПР»№3), в январе-феврале наметилась нестабильность цены на этот продукт (Диагр.1а). Характер изменения цены в течение этих двух месяцев менялся четыре раза. В первой половине января цена снизилась, затем выросла. Начало февраля сопровождалось уменьшением цен, в последнюю неделю февраля вновь появилась тенденция к повышению цены. Неужели тихое время привычно стабильной цены на один из любимых народом продуктов питания уже кончилось? Попробуем ответить на этот вопрос, рассмотрев, как обычно, основной фактор, который оказывает влияние на цену, – соотношение спроса и предложение.

А дым отечества нам сладок

С сентября по январь спрос на сгущенное молоко был нестабильным, но выделялась четкая тенденция его повышения (Диагр.1б). В ходе предыдущего обзора тенденций на рынке сгущенного молока («ПР»№3) было сделано предположение о том, что спрос на сгущенное молоко снизится до уровня 3,5-3,7 баллов. Можно сказать, что прогноз оправдался. Действительно конец января ознаменовался грандиозным сокращением спроса на сгущенное молоко. Средняя оценка спроса продавцами за одну неделю сократилась сразу на 1 балл (с 4,3 до 3,3 баллов). В феврале спрос сохранялся на уровне 3,3-3,5 баллов.

В сентябре-октябре расчетная ликвидность была на относительно низком уровне (Диагр.1б). Затем этот показатель начал увеличиваться, достиг своего максимального значения в начале ноября, и снова немного сократился. Во второй половине января произошло сокращение расчетной ликвидности. В феврале она росла. Интересно то, что с конца октября все изменения расчетной ликвидности происходили за счет максимального уровня цен. Минимальная же цена на рынке оставалась стабильной (Диагр.2а). То есть продавцы, придерживающиеся минимальных цен на сгущенное молоко, снижать ее или не хотели, или не могли.

Спрос на сгущенное молоко в Омском регионе определяется, в основном, двумя категориями покупателей: розничными потребителями и оптовыми покупателями других регионов, большинство которых «с Севера». Рассмотрим обе категории:

A. К особенностям «розничного» спроса на Омском рынке сгущенного молока можно отнести следующее:

· Омские сладкоежки из всех сгущенок, представленных на прилавках магазинов, в большинстве случаев выбирают местную сгущенку, произведенную Любинским молочно-консервным комбинатом, несмотря на то, что она несколько дороже («ПР»№3).

· Сгущенное молоко традиционно является «праздничным продуктом», поэтому розничный спрос на нее повышается в «праздничные» периоды (конец декабря — начало ноября, конец февраля — начало марта).

B. «Оптовый» спрос на сгущенное молоко местного производства определяется следующими факторами:

· Основные закупки в Северные регионы производятся в период с июня по октябрь (http://www.pravdasevera.ru/2000/09/29/11-prn.shtml ).

· На рынке существуют определенные ожидания. В декабре-феврале, как правило, сохраняется максимальный уровень цен на молоко. В январе стала повышаться цена на сахар («ПР»№9). Соответственно, у оптовиков стало формироваться ожидание повышения цены и на сгущенное молоко. Это подкрепляется и тем, что в регионах европейской части России началось подорожание цен на сгущенное молоко (http://www.vector-e.ru, http://www.marketsurveys.ru).

· Обзор цен на сгущенное молоко производителей из различных регионов (www.moskondi.ru, www.vepoz.ru, www.cotteges.ru, www.samopt.ru) показал, что цена на сгущенку омского производства – одна из самых высоких в России.

Таким образом, в сентябре-октябре наблюдались остатки «северного» спроса. Затем пришла предновогодняя пора, и спрос на сгущенное молоко вырос как со стороны розничных, так и оптовых покупателей. В январе возможности спроса стали исчерпываться. Кроме того, под влиянием растущих цен на молоко и сахар и оптовиков формировалось ожидание повышения цены и на сгущенку. Поэтому одни придержали закупки сгущенного молока до весны, когда подешевеет молоко, а следовательно, и сгущенка. Другие – стали покупать более дешевую сгущенку производителей других регионов. Видимо, именно с этим связано резкое снижение спроса на нее.

Сгущенка с ТУ-шным вкусом

Объем предложения сгущенного молока определяется следующими факторами:

A. Производство консервов носит сезонный характер из-за сезонности производства основного исходного сырья – молока. В летне-осенние месяцы, когда молоко наиболее дешевое, возрастает производство сгущенки. В декабре происходит наибольший рост цен на молоко, и, соответственно, производство сгущенки снижается (http://www.aris.ru/MSHP/UPINFO/OBZ_REG00/VLADIMIR/moloko_2001.html). Затем до начала летне-пастбищного периода сгущенка производится только из сухого молока (http://www.ikar.ru/obz_sgush.shtml).

B. Название «сгущенное молоко», как и в ситуации со сливочным маслом, не всегда отражает суть продукта. На рынке представлено сгущенное молоко двух типов – «ГОСТовское» и «ТУшное», то есть созданное, согласно ТУ предприятия-производителя. Основная часть второго вида продукции представляет сгущенку из сухого цельного молока с добавлением растительного масла. При этом оба вида продукции носят название «Молоко сгущенное с сахаром». Но себестоимость «растительной» сгущенки меньше натуральной в полтора раза (http://www.kolos.ru/kolos.news/news/forum_viev.php3?forum=2&tema=3253).

C. Существуют ожидания продавцов относительно потребительского спроса. Омские продавцы, например, явно ожидали повышения спроса в феврале. Об этом говорит то, что они прогнозировали повышение цены на сгущенку в этом месяце.

Таким образом, объем предложения сгущенного молока рос осенью. А затем оставался на постоянном уровне, поскольку продавцы ожидали более значительного спроса на него, чем это было на самом деле.

И ничего продавцы изменить не могут

Основной тенденцией последнего времени на рынке сгущенного молока является сокращение спроса при постоянном уровне предложения. Осенью как спрос, так и предложение увеличились, и на рынке определилась равновесная цена. Затем под влиянием ожиданий оптовых и розничных покупателей спрос снизился, а предложение осталось на прежнем уровне. Но существенно на цене это не отразилось по следующей причине.

Минимальный уровень цен обеспечивается за счет ТУшной сгущенки. Омский же «розничный» рынок сгущенного молока является практически монопольным. Несмотря на то, что магазинах представлен широкий выбор различных видов сгущенного молока — как с наполнителями, так и без, — омичи предпочитают сгущенку местного производства, которая, в свою очередь, является практически самой дорогой и, таким образом, полностью занимают максимальную ценовую позицию.

В результате сложилась ситуация, когда снижать минимальные цены и повышать максимальные не имеет смысла. В первом случае, «все равно покупать не будут», во втором – «все равно не продать». Нестабильность же была вызвана нервозностью определенной части продавцов, которые все-таки пытаются ценами манипулировать.

Прогнозы и реальность

Реальность: «Сахар дорожает, а сгущенка – нет?»

Продавцы всегда немного преувеличивают ситуацию относительно сгущенки. Если уж прогнозируют понижение цены, так оно намного превышает реальное уменьшение. Аналогичная ситуация – и с повышением. Последние полтора месяца, видимо, продавцы ждут повышения цены на сгущенное молоко. Скорее всего, это связано с повышением цен на сахар.

Анализ показателей ликвидности по линиям трендов подтверждает гипотезу, сделанную ранее («ПР» №47 за 2001 год и №3 этого года): оценочная ликвидность практически точно повторяет динамику расчетной ликвидности.

Прогноз: «Повышение спроса – повышение цены»

Если ориентироваться на среднесрочные показатели расчетной ликвидности, то в ближайшее время можно прогнозировать некоторое повышение спроса на сгущенное молоко. Кроме того, с наступлением начала дачного сезона пикников и дач сгущенное молоко может вернуть свою популярность среди розничных покупателей. Поэтому можно прогнозировать повышение спроса на сгущенное молоко до уровня 3,7-3,9 баллов («почти хорошо»).

И цена на сгущенку, скорее всего, повысится. Это связано с тем, что «свежая» сгущенка поступит на рынок только в середине лета, поэтому запасы сгущенки из цельного молока будут сокращаться. В результате, сложится ситуация, обратная существующей – растущий спрос при постоянном предложении. Это и спровоцирует рост цен.

rmxrmx
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Поделитесь в сетях!
Adblock
detector