Моему трёхлетнему сыну выставка восковых фигур знаменитостей не понравилась сразу, как только он шагнул за занавеску, которой отделили полумрак экспозиции от центрального холла краеведческого музея. При входе в полумрак сын съёжился и прижался ко мне. Его даже не взбодрило предложение оседлать фигурку ослика из мультфильма «Шрэк» (ослик сделан из прочного пластика, а не как другие скульптуры из воска).
Самым неожиданным для меня культурным открытием было то, что сын моментально узнал человека-паука. Это мне показалось странным, т.к. дома мы не показывали ему ни художественный фильм, ни мультик, ни комиксы с этим персонажем. Не покупали мы сыну и пластмассовую фигурку человечка в трико и сетчатой маске. Видимо сынишка узнал о человеке-пауке от сверстников во дворе или в детском саду. Если у героя нет лица, а на виду только одна яркая узнаваемая униформа, то он заметен в первую очередь. Ребёнок наивен и простодушен. Его восприятие прямо и бесхитростно. Увидел знакомого (человека-паука), окинул остальных беглым взором и понял, что насмотрелся.
Я надеялся, что всё будет, как предсказывала женщина-смотритель экспозиции: «Надо пройтись с ребёнком по всему залу. Он привыкнет к обстановке и его потом даже с трудом отсюда сможете увести.» Я думал, что впереди ещё встретятся очаровательные фигуры. Увы, всё остальное на сына только нагоняло тоску. Возле библейской сцены с отсечённой головой Иоанна Крестителя на блюде мы даже не останавливались, хотя девочка лет двенадцати с удовольствием позировала для фотографии в семейный альбом, чуть не обнимая фигуру Саломеи. Не про неё ли пел Филипп Киркоров:
«Салма, ты самая, та песня лета самая
Самая, самая, та песня лета самая
|оле-оле-ола, оле-ола, ты самая»?
Мне больше всего понравился Жерар Депардье, который и в жизни (конечно, я его видел только на фото и в кино) настолько фактурен, что больше похож на собственную карикатуру. Других же персонажей иногда без подписи трудно было узнать. О таком эффекте я знал давно. Не раз объясняли несоответствие между плоским портретом, кинопортретом, посмертной маской и их живым прототипом. В жизни человек меняется каждый миг. Живой человек подвижен, эмоционален, ассиметричен. Мы не вглядываемся по долгу в детали, а улавливаем некий узнаваемый нами образ.
Я не видел живьём ни одного из тех прототипов персонажей выставки, которые являются и являлись реальными людьми. А, например, сказочные и мифические герои и подавно каждому представляются индивидуально, в меру развитости фантазии. Моим представлениям соответствовал только один персонаж выставки – Баба Яга. Мне она показалась просто типичной, натуральной.
Занимательно выглядит лесенка из персонажей – от Петра Первого до Дени де Вито. Между высоким царём и комиком-коротышкой среднюю позицию разделили принцесса и президент: Диана чуть выше среднего Путин чуть ниже.
К концу выставки мой сынишка так и не освоился среди знаменитостей, расставленных в полумраке. Кроме человека-паука, его внимание никто особенно не привлёк. Удалось напоследок сняться с сыном на фоне Шрэка с его другом осликом. Ребёнок рвался наружу из всех сил и, выбегая, чуть не сшиб с ног взвод воинов-курсантов, которые выстроились за входной занавеской, готовясь ко входу. Узнать впечатления курсантов, к сожалению, мне не удалось, т.к. сыну пора было обедать и спать.
Напоследок я только забежал с сыном на второй этаж музея, чтобы убедиться в сохранности скелета мамонта. Видимо я всё ещё находился под впечатлением газетной статьи, которая рассказывала о большой ценности реликтовых останков. Судя по публикации (если кости не заменены муляжом), скелет нашего мамонта оценивается в миллионы рублей. Такие косточки с большой охотой покупают коллекционеры всего мира. К сожалению, рекламная шумиха смещает акценты совсем в другую сторону. И вместо того, чтобы создать великолепные декорации вокруг останков редчайшего экземпляра доисторического жителя Сибири, музей с большим старанием оформил экспозицию символов государственности в центральном холле на первом этаже. Мамонту (его скелету) уже не жарко и не холодно от внимания музейщиков и посетителей, а живому губернатору должно быть приятно увидеть свой портрет на планшете с названием «Современные символы Омской области».
Хотя, если идти в музей без маленьких детей (правда, куда его в выходной сплавить?), то можно экспонаты рассматривать совсем с других точек зрения…
* * *
Выражаю особую благодарность ИА «Омскинформ», которое наряду с изданиями «From-UA» (http://www.from-ua.com/news/45242e927413c/), «Всё для вас» (http://news.vdv-s.ru/cgi-bin/index.pl?news=9904), «Жёлтая пресса» (http://www.yellowpress.ru/?public=5011), «Твой день» (http://www.tden.ru/articles/stars/001783/) привлекли внимание к факту цензурирования «прелестей» Памелы Андерсон, а через это и к факту существования Омского государственного историко-краеведческого музея.
* * *
Историко-краеведческий музей основан 21.06.1878. Его бюджетный статус: Субъект РФ. Огранизационно-правовая форма: некоммерческое учреждение. Тип организации: культурно-массовая, исследовательская, учебная. Классификация организации: Естественнонаучная, Историческая, Краеведческая. Площади организации: экспозиционно-выставочная 1146 кв.м, временных выставок 100 кв. м. Количество сотрудников: 96, из них 44 научных. Среднее кол. посетителей в год: 213800. Вышестоящая организация: Министерство культуры Омской области (справка — http://www.museum.ru/M1074).
* * *
Иллюстрации: фото фигурки осла из мультфилма Шрэк (Автор сюжета — Уильям Стейг (William Steig)),фотографии Памелы Андерсон на яхте и её воскового двойника на выставке «Красивые и знаменитые»(http://www.kokoko.ru/uploads/posts/1154360838_01.jpg)
Поделитесь в сетях!