Кого мы в бронзе отливаем?

Памятник нельзя восстановить. Его можно только сохранить. Процесс создания новых памятников в Омске принимает вид скоротечной кампании, целью которой видится освоение средств, которые удалось выбить разворотливым околокультурным деятелям. Но зачем нам новые памятники, когда старые сохранить не можем?

Один лишь раз я побывал на заседании Общества коренных омичей. Это был счастливый незабываемый случай. Именно на том заседании удалось поучаствовать в обсуждении вопроса об увековечивании памяти Колчака. И именно там я услышал замечательную идею о присвоении его имени нынешней Иртышской набережной. Действительно. Никакой информативности в названии «Иртышская набережная» нет. Всем известно, что улица проходит не вдоль Ганга или Хуанхэ. Но как здорово выглядел бы план города, если бы набережной, или части, присвоили имя Колчака. Ведь, продолжением линии являлась бы набережная красного командира Тухачевского. А река Омь, как линия фронта разделяла бы эти две части одной набережной. Очень символично. И, главное, адекватно. Нельзя сказать, что красный террорист Тухачевский был менее или более заслужен, чем верховный главнокомандующий Колчак. Оба они «хороши».
В очередной раз предпринимаются попытки увековечить память Александра Васильевича Колчака в Омске. С 6 марта по 6 апреля омский минкльт проводит творческий конкурс на лучший памятник Колчаку. Будущему победителю обещан диплом и 30 000 рублей премии.
Оказывается, что ещё 22 декабря 2006 года было принято решение омского облправительства об увековечивании памяти Александра Колчака.
Газета «Коммерческие вести» сообщает, что ещё в 2004 году Конституционный суд разрешил реабилитировать адмирала Колчака. Но по сию пору адмирал не реабилитирован.
Совсем недавно установлен памятник одиозному адмиралу в Иркутске и на одном из омских зданий появилась доска с памятной надписью. И оба эти акта сопровождались протестами населения.
Кажется, что самое место монументальному портрету Колчака где-нибудь на побережье Северного ледовитого океана, который он исследовал будучи океанографом. Вряд ли тамошние оленеводы и белые медведи были бы против.
Омичи же гораздо спокойнее относятся к отлитым в бронзе служителям муз.
Безропотно центр Омска обзавёлся двумя памятниками Достоевскому, который из 4 лет ссылки и каторги 2 провёл в Омске. Сравнительно легко взошёл на постамент и бронзовый Врубель, который в Омске родился и прожил первые три года жизни.
В Омске существуют памятники, которых вообще не замечают. Есть, например, мемориальная скульптура погибшим в катастрофе под Уфой. В 1989 году более ста человек в поезде, возле которого взорвался газопровод. Мало, кто из горожан догадывается, что этот чёрный памятник стоит в сквере, на задворках ДК имени Красной гвардии и бывшего ДК имени Лобкова.
Есть ещё в одном глухом месте, хоть и в самом центре города, в выставочном сквере, напротив музея воинской славы, неприметный монумент. Почти на земле, вровень с обычными людьми стоит каменная фигура женщины в полный рост. Это портрет Анастасии Аркадьевны Ларионовой, которая проводила на фронт семерых своих сыновей. И война забрала у неё сыновей навсегда.
В плане выносливости, памятнику погибшим под Уфой повезло больше, если уместно такое выражение. Мемориал сразу сделан капитально. Постамент облицованный камнем возвышает над землёй металлическую фигуру, изображающую объятую пламенем женщину с детьми. Рядом расположен ряд мраморных табличек с именами погибших в катастрофе. К памятным дням территория преображается, к памятнику возлагаются живые цветы. А в остальное время сквер похож на запустелую окраину, где обитают бомжи и распивают горячительные напитки праздные компании, осталяя после себя горы бутылок и прочего хлама.
На скульптурный портрет Ларионовой, видимо денег не нашлось в достаточном количестве. Фигура выполена из какого-то недолговечного материала и давно уже покрылась трещинами. Чья-то заботливая рука покрыла фигуру серой краской. Теперь не только видны трещины, но ещё и краска местами облупляется. Картина выходит очень неприглядная. Если нет возможности защитить от вандалов, то нужно перенести памятник во внутренний двор музея. Если материал подвержен разрушительному влиянию атмосферы, то его нужно защищать, как защищали гипсовые фигуры в Летнем саду Петербурга, а не подкрашивать краской к очередному Дню победы. Здесь не сорят, как возле чёрного памятника жертвам уфимской катастрофы, но от этого не легче.
Печально всё это видеть. И странно выглядит суматоха по поводу увековечивания памяти Колчака. А нужно ли Омску столько памятников, если за ними нет достойного ухода?
18 апреля – Международный день памятников и исторических мест. На сайте омского минкульта предстоящему дню посвящён краткий обзор омских памятников, пестрящий цифрами и дифирамбами: «В Омской области на государственной охране числится более двух тысяч памятников истории и культуры. Особое место — центральная часть Омска, Обладая высоким историко-культурным и градостроительным потенциалом, сейчас, в преддверии 300-летия города она является самой привлекательной.» Мы, как всегда, и в деле охраны памятников самые самые. Но только не успеваем читать об утратах и крушении. То водозабор Первой ТЭЦ на Омке каким-то дурням помешал. То деревянный особнячок на пересечении Слободской и Звездова разнесли в щепки. И это в центре города, и совсем недавно. Ведь, не минкульт защищает памятники, а люди. И чтобы людям легче было защищать памятники, нужно не так много. Нужно активнее знакомить их со списком памятников, который наконец-то появился в интернете (http://www.sibmincult.ru/news_2008/bilds.php), а строителям и архитекторам вменить в обязанности знакомиться с этим списком под роспись.
Будет ли монумент Колчаку достойно выглядеть, зависит не только от количества потраченной на него бронзы. Если он не приживётся, то вандалы не оставят его в покое. Если он явится Естественным, выстраданным, адекватным нынешним культурно-историческим условиям, то он сможет украсить город, сделать его ансамбль органичнее.

Есть и ещё один резон возведения новых памятников, которым я не стал перегружать вступление к заметке. Каждый памятник, является, прежде всего, памятным свидетельством о человеке, предмете, месте или событии. Но есть и второстепенная, но не последняя роль у памятника. Во вторую очередь каждый памятник определённой эпохи в определённом месте является памятником тому, кем был установлен. И нынешние власти очень торопятся войти в историю под видом созидателей, хранителей и умножителей культурных традиций. Чтобы народ вспоминал, при ком был построен храм, мост, здание. Поставивший памятник, например, Колчаку, попутно напоминает и о себе.
А помните, что говорил Пушкин о своём нерукотворном памятнике?

«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.»

Колчаку уже всё равно, установлен ли ему монумент, названа ли его именем улица. А вся возня и политические манёвры нужны ныне живущим. Но как это похоже на бесплодную суету, суету сует.
Так ли уж важно, какой будет памятник? Важнее — как будут помнить.

* * *

Иллюстрации: Памятник Анастасии Ларионовой в выставочном сквере. Монумент в память о жертвах железнодорожной катастрофы, произошедшей под Уфой в 1989 году.

rmxrmx
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Поделитесь в сетях!
Adblock
detector