Жертв помнить. Палачей забыть

В Омске прошла презентация Книги памяти жертв сталинских репрессий

23 сентября в Омске прошла презентация Книги памяти жертв сталинских репрессий «Забвению не подлежит», в которую внесены имена более чем 31 тысячи реабилитированных жителей Омской области. Девятитомник в черной обложке был представлен в зале областной библиотеки, куда пришли репрессированные жители Омска, дети и внуки расстрелянных и погибших в сталинских лагерях. Главный редактор книги, вице-губернатор Алексей Казанник во вступительной речи гневно обличил неких анонимных злодеев, посетовав, что их официального покаяния за репрессии не было и нет. А затем, глядя в глаза репрессированным старикам, заявил, что кое-кто требует назвать имена палачей, но он, «как все демократы, считает, что этого делать не надо»: у палачей есть дети, а сталинские приспешники свои репрессии обрушивали на головы родственников, поэтому имена судей-садистов и доносчиков должны, по его мнению, остаться тайной.

Другие участники церемонии просто рассказывали о своих расстрелянных и замученных родителях, разлученных семьях; звучали стихи сидящего в зале Виктора Васильева, посвященные памяти расстрелянных отца и брата — поэта Павла Васильева. Мария Макарова-Литвиненко, жена руководителя хабаровского радиокомитета, арестованная вслед за мужем и потерявшая ребенка, со слезами рассказывала о детях, которых из тюрьмы от матерей увозили в детские дома или в лагеря. Председатель Омского «Мемориала» Эдуард Оттен вспоминал о своем отце, работавшем в «шарашке», и его коллегах — конструкторах Туполеве, Мясищеве, Бартини, Томашевиче. Ведущая деликатно прерывала затянувшиеся воспоминания, напоминая о регламенте. Но когда в конце вечера прозвучал призыв поддержать чье-то «предложение о выдвижении Книги памяти на соискание Государственной премии», многие участники испытали чувство неловкости. Кое-кто, выйдя из зала, даже не мог сдержать слез от обиды: «у строки «покаяние» поставили галочку, теперь можно отчитываться о чем-то другом».

На фотографии Ивана Шихатова: Мария Михайловна Макарова-Литвиненко (справа), осужденная как ЧСИР — член семьи изменника Родины. После пяти лет лагеря еще год оставалась в нем без всякого приговора. Муж был арестован в 1937 году, через несколько дней расстрелян в хабаровской тюрьме. Ее отец, адвокат, защищавший раскулаченных, был арестован в Омске в 1932, а после второго ареста в 1937 году — расстрелян.

rmxrmx
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Поделитесь в сетях!
Adblock
detector