Жертва реформ


Сайт Кормиловского лицея назван одним из лучших в России, но недоступен

Российский новый университет (РосНОУ), издательство «Просвещение» и Высшая школа экономики подготовили «Общероссийский мониторинг сайтов общеобразовательных учреждений 3.0». С марта по май заявки на участие в мониторинге подала 631 школа. Экспертиза проводилась с 16 по 30 июля, при этом из критериев оценки были исключены субъективные (за качество дизайна, удобство навигации и другие параметры юзабилити), которые оргкомитет все же планирует вернуть. Эксперты оценивали только информационную насыщенность официальных ресурсов, в том числе: наличие и полноту сведений об администрации школы, директоре и учителях, об оснащенности школы, официальных документах, расписании уроков, информации об учебном процессе и внеклассных занятиях, о выпускниках школы (включая результаты ЕГЭ) и контактной информации. Максимальная сумма оценок по всем разделам составляет 50 баллов. Ее получил единственный сайт — Физико-математического лицея Сергиева Посада, зарегистрированный в зоне рф и обновляемый даже в каникулы.

Как отмечают организаторы, школы и разработчики сайтов знали критерии оценки и могли подготовиться, однако не сделали этого. В результате только треть школ набрала больше половины от максимально возможного количества баллов. При подведении итогов эксперты условно разделили сайты на 4 группы — по уровням информационной насыщенности (прозрачности): высокий уровень — 35 и более баллов (29 сайтов), средний — от 20 до 35 баллов (275 сайтов); низкий — от 10 до 19 баллов (261 сайт), недостаточный — меньше 10 баллов (66 сайтов).

Из восьми интернет-представительств омских школ в первой группе не оказалось ни одного, а во вторую попал только сайт Кормиловского лицея (www.licey.kormilovka.omskedu.ru). С 30 баллами он занимает 91-ю позицию в общероссийском рейтинге и 15-ю — в сибирском сегменте. На нем, судя по оценкам, наличествуют почти все разделы, кроме поиска и ссылок на страницы в соцсетях. Впрочем, на момент опубликования бюллетеня о мониторинге сайт уже не работал, поскольку размещен на портале областного минобразования, с июля закрытом на реконструкцию. Сайты еще двух школ с адресами на том же хостинге (omskedu.ru) эксперты так и не смогли посмотреть и поставили им 0 баллов, что означает самый нижний — недостаточный уровень наполнения сайта. Не повезло СОШ #16 Омска (http://mou016.omsk.edu.ru) и Яснополянской ООШ Павлоградского района (http://y-polyana.pavlogradka.omskedu.ru/mou/).

Не зависящие от министерского сервера сайты Горьковской средней школы (http://gorkschool.ucoz.ru) с 24 баллами и Дружинской СШ Омского района c 20 баллами (drss.3dn.ru) отнесены к среднему уровню. Еще две школы (Заливинская СОШ Тарского района http://zalivino.net/ — 15 баллов, Ингалинская СОШ Большереченского района http://ingsosh.ucoz.ru/ — 14 баллов) получили оценку «низкий уровень». Сайт Южно-Подольской школы Черлакского (района http://podolsk.cherlak.omskedu.ru) несмотря на «министерский хостинг» оказался доступен, но набрал всего 4 балла — за наличие адреса, телефона и сведений о директоре и завуче.

Омские сайты имеют ключевой недостаток, общий для большинства школьных сайтов: они «неудобны для тех, кому они адресованы: ученикам, родителям, выбирающим школу для своего ребенка». Некоторые остаются на уровне 90-х годов, когда веб-представительства организаций и предприятий разрабатывали с ориентацией только на вкус директора. Использование бесплатных хостингов и «длинных имен» часто говорит не об ограниченном бюджете, а об отсутствии у директоров информации о доступных вариантах зарегистрировать собственное «короткое» доменное имя.

Скриншоты: сайта системы образования, Заливинской СОШ, рейтинг сайтов Сибирского округа, 2012.